Повторное использование препарата от тромбов: временная мера для лечения респираторного дистресс-синдрома при COVID-19

Исследователи из Массачусетского технологического института и Университета Колорадо в Денвере предложили временную меру, которая, по их мнению, может помочь пациентам с Covid-19, страдающим острым респираторным дистресс-синдромом. Они считают, что, перепрофилировав лекарство, которое сейчас используется для лечения тромбов, могут помочь людям в тех случаях, когда аппарат ИВЛ не помогает или если аппарат ИВЛ недоступен.

Три больницы в Массачусетсе и Колорадо разрабатывают планы по тестированию этого подхода на тяжелобольных пациентах с COVID-19. Препарат, белок, называемый тканевым активатором плазминогена (tPA), обычно назначают жертвам сердечного приступа и инсульта. Подход основан на новых данных из Китая и Италии о том, что пациенты с Covid-19 имеют серьезное нарушение свертывания крови, которое способствует их дыхательной недостаточности.

«Если бы это сработало, а я надеюсь, что это так, его потенциально можно было бы очень быстро расширить, потому что в каждой больнице он уже есть в аптеке», – говорит Майкл Яффе, сотрудник Дэвида Х. Кох профессор наук в Массачусетском технологическом институте. “Нам не нужно создавать новое лекарство, и нам не нужно проводить те же испытания, которые вам пришлось бы проводить с новым агентом. Это препарат, который мы уже употребляем. Мы просто пытаемся переделать это.”

Яффе, которая также является членом Института интегративных исследований рака Массачусетского технологического института им. Коха и врачом интенсивной терапии в Бостонском медицинском центре дьяконисы Бет Исраэль / Гарвардской медицинской школе, является старшим автором статьи, описывающей новый подход.

Статья, которая публикуется в Journal of Trauma and Acute Care Surgery, была написана в соавторстве с Кристофером Барреттом, хирургом из Beth Israel Deaconess и приглашенным ученым из Массачусетского технологического института; Хантер Мур, Эрнест Мур, Питер Мур и Роберт Макинтайр из Университета Колорадо в Денвере; Даниил Талмор из диакониссы Бейт-Исраэль; и Фредерик Мур из Университета Флориды.

Разрушение сгустков

В одном крупномасштабном исследовании вспышки Covid-19 в Ухане, Китай, было обнаружено, что 5% пациентов нуждались в интенсивной терапии и 2%.3 процентам требовался вентилятор. Многие врачи и представители общественного здравоохранения в Соединенных Штатах обеспокоены тем, что аппаратов ИВЛ может не хватить для всех пациентов с Covid-19, которые в них будут нуждаться. В Китае и Италии значительное число пациентов, которым требовалась искусственная вентиляция легких, умерли от дыхательной недостаточности, несмотря на максимальную поддержку, что указывает на необходимость дополнительных подходов к лечению.

Лечение, которое сейчас предлагает команда Массачусетского технологического института и Университета Колорадо, основано на многолетних исследованиях того, что происходит в легких при дыхательной недостаточности. У таких пациентов в легких часто образуются тромбы. Очень маленькие сгустки, называемые микротромбами, также могут образовываться в кровеносных сосудах легких. Эти крошечные сгустки предотвращают попадание крови в воздушное пространство легких, где кровь обычно насыщается кислородом.

Исследователи считают, что tPA, который помогает растворять тромбы, может помочь пациентам с острым респираторным дистресс-синдромом. Натуральный белок, содержащийся в нашем организме, tPA превращает плазминоген в фермент плазмин, который разрушает сгустки. Большие количества часто назначают пациентам с сердечным приступом или жертвам инсульта, чтобы растворить сгусток, вызывающий сердечный приступ или инсульт.

Эксперименты на животных и одно испытание на людях показали потенциальные преимущества этого подхода при лечении респираторного дистресса. В испытании на людях, проведенном в 2001 году, 20 пациентам с респираторной недостаточностью в результате травмы или сепсиса давали препараты, активирующие плазминоген (урокиназу или стрептокиназу, но не tPA). У всех пациентов в исследовании был настолько серьезный респираторный дистресс, что от них не ожидалось, что они выживут, но 30 процентов из них выжили после лечения.

Это единственное на сегодняшний день исследование, в котором активаторы плазминогена используются для лечения дыхательной недостаточности у людей, в основном потому, что улучшенные стратегии искусственной вентиляции легких хорошо себя зарекомендовали. Похоже, что это не относится ко многим пациентам с Covid-19, говорит Яффе.

Идея попробовать это лечение у пациентов с Covid-19 возникла отчасти потому, что исследовательская группа из Колорадо и Массачусетского технологического института потратила последние несколько лет на изучение воспалений и аномальных кровотечений, которые могут возникнуть в легких после травм. Оказалось, что пациенты с Covid-19 также страдают от связанного с воспалением повреждения тканей, которое было замечено в результатах вскрытия этих пациентов и может способствовать образованию сгустка.

«То, что мы слышим от наших коллег по отделению интенсивной терапии в Европе и Нью-Йорке, заключается в том, что многие из тяжелобольных пациентов с Covid-19 подвержены гиперкоагуляции, что означает, что они свертываются из своих капельниц и имеют почечную и сердечную недостаточность из-за сгустков крови, помимо легочной недостаточности. Есть много фундаментальных научных данных, подтверждающих идею о том, что эта концепция должна быть полезной “, – говорит Яффе. “Самая сложная часть, конечно, заключается в том, чтобы определить правильную дозу и способ введения. Но цель, к которой мы стремимся, хорошо подтверждена.”

Потенциальные преимущества

Исследователи будут тестировать tPA у пациентов в рамках программы FDA «Сострадательное использование», которая позволяет использовать экспериментальные препараты в случаях, когда нет других вариантов лечения. По словам Яффе, если препарат окажется полезным для начального набора пациентов, его применение можно будет расширить.

«Мы узнали, что клиническое испытание будет финансироваться BARDA [Управление передовых биомедицинских исследований и разработок], и что Фрэнсис Коллинз, директор NIH, был проинформирован о подходе вчера днем», – говорит он. “Genentech, производитель tPA, уже пожертвовал препарат для первоначального испытания и указал, что они быстро расширят доступ, если первоначальная реакция пациента будет обнадеживающей.”

Основываясь на последних данных своих коллег из Колорадо, эти группы планируют вводить препарат как внутривенно, так и / или закапывать его непосредственно в дыхательные пути. Внутривенный путь в настоящее время используется для пациентов с инсультом и сердечным приступом. Их идея состоит в том, чтобы дать одну дозу быстро, в течение двух часов, а затем эквивалентную дозу вводить медленнее в течение 22 часов. Компания Applied BioMath, созданная бывшими исследователями Массачусетского технологического института, сейчас работает над вычислительными моделями, которые могут помочь уточнить график дозирования.

«Если бы это сработало, а мы еще не знаем, будет ли это работать, у него есть большой потенциал для быстрого расширения», – говорит Яффе. “Польза для общественного здравоохранения очевидна. Мы можем быстрее вывести людей из аппарата ИВЛ и потенциально избавить людей от необходимости пользоваться аппаратом ИВЛ.”