К тому времени, когда антибиотики дебютировали в клинической практике 70 лет назад, бактерии уже давно разработали стратегии защиты от самих себя. В течение миллиардов лет бактерии бросали друг в друга токсичные молекулы в борьбе за процветание, а те, кто выдерживал химический натиск, продолжали свой путь. Теперь, когда рост числа устойчивых к антибиотикам бактерий достиг угрожающих масштабов, ученые из Университета Рокфеллера определили фермент, вырабатываемый в вирусах (называемый бактериофагами), который может остановить эти одноклеточные электростанции, мертвые на своем пути.
В исследовании, опубликованном в этом месяце в The Journal of Infectious Diseases, ученые во главе с Винсентом Фишетти, руководителем Лаборатории бактериального патогенеза и иммунологии, показывают, что недавно идентифицированный фермент Cpl-1 может успешно лечить симптомы бактериального менингита у инфицированных молодых мышей. со Streptococcus pneumoniae, высокоустойчивым и смертельным штаммом бактерий. В то время как антибиотики по-прежнему бесполезны, эти открытия могут стать решением одной из наиболее серьезных проблем общественного здравоохранения, которые возникнут в этом столетии.
«Мы достигли еще одной важной вехи», – говорит Фишетти, который ранее показал, что Cpl-1 предотвращает ушные инфекции у мышей. «Чтобы доказать, что эти ферменты могут быть клинически эффективными, нам пришлось доказать, что они не только убивают устойчивые к антибиотикам бактерии, но и обращают вспять симптомы их болезни. И вот что мы сделали.”
Работая с коллегами из Института инфекционных заболеваний в Берне, Швейцария, Фишетти обнаружил, что молодые мыши, инфицированные S. pneumoniae, а затем лечение через 18 часов после появления симптомов, пережил потенциально смертельную инфекцию. Более того, Cpl-1 уничтожил все следы наиболее устойчивых и вирулентных штаммов S. пневмония. В пробирке это уничтожение заняло секунды; у животного это заняло всего четыре часа и без сопутствующих повреждений, что позволяет предположить, что у мышей Cpl-1 является одновременно селективным и безопасным средством лечения лекарственно-устойчивого бактериального менингита.
В отличие от тактики партизанской войны с применением антибиотиков, которая дает бактериям время для того, чтобы собрать свои ресурсы и развить устойчивость, ферменты фагов наносят удар со скоростью и внезапностью блицкрига, не позволяя бактериям организовать последовательную защиту. Без эффективной стратегии борьбы с ними бактерии вступают в войну, в которой они, возможно, не смогут выиграть.
«У нас не было ничего, что могло бы контролировать эти инвазивные заболевания», – говорит Фишетти. «Такой подход может, наконец, дать нам что-то.”
Образец цитирования: The Journal of Infectious Diseases 197 (11): 1519–1522 (1 июня 2008 г.)
Источник: Университет Рокфеллера