Исследователи определили новую цель для лечения лимфомы и тестируют потенциально новое лекарство на домашних собаках, страдающих этим заболеванием. В низких дозах соединение, называемое S-PAC-1, задерживало рост опухолей у трех из шести протестированных собак и вызывало частичную ремиссию у четвертой.
Результаты исследования, проведенного учеными из Университета Иллинойса, опубликованы в этом месяце в журнале Cancer Research.
Новое соединение нацелено на клеточный фермент прокаспазу-3, который при активации вызывает каскад реакций, убивающих клетку, сказал профессор химии Пол Хергенротер, который руководил исследованием вместе с Тимом Фаном, профессором ветеринарной клинической медицины.
Прокаспаза-3 представляет собой привлекательную мишень для лечения рака, отчасти потому, что рак часто мешает нормальной гибели клеток, а отчасти потому, что многие опухоли, в том числе обнаруживаемые при раке груди, раке толстой кишки, раке легких, лимфоме, меланоме и раке печени, содержат высокий уровень прокаспазы-3.
«В моей лаборатории мы стараемся придумывать новые цели и новые подходы к раку и другим заболеваниям», – сказал Хергенротер. “Мы думаем о путях, которые приводят к этим заболеваниям, и стараемся вмешиваться в тех местах, где другие не.”
Новое соединение представляет собой модифицированную версию лекарства, которое исследователи ранее тестировали на мышах и одной собаке.
Исследователи заявили, что исходное соединение, названное PAC-1, вызывает неврологическое возбуждение (нейротоксичность) даже в низких дозах. Фан и его коллеги выдвинули гипотезу, что PAC-1, который работает частично за счет захвата цинка от других молекул, пересекает гематоэнцефалический барьер и захватывается цинком в мозге.
Чтобы предотвратить попадание этого соединения в мозг, лаборатория Хергенротера создала производное PAC-1 с добавленной химической группой, называемой сульфонамидом. Тесты на домашних собаках со спонтанно возникающей лимфомой показали, что новое соединение, S-PAC-1, стабилизировало или уменьшало размер опухолей у большинства животных без нейротоксичности. Другие побочные эффекты были незначительными, и недавние изменения в протоколе лечения свели к минимуму или устранили их, сообщают исследователи.
Если S-PAC-1 окажется эффективным и безопасным для лечения лимфомы и будет одобрен FDA для использования у собак и / или людей (процесс, который может занять годы, подчеркнули исследователи), он, вероятно, будет добавлен к арсенал лекарств, уже используемых для борьбы с лимфомой как у собак, так и у людей. Его можно использовать в сочетании с другими лекарствами в качестве первого варианта лечения или в качестве второй линии защиты, если рак вернется.
Комбинации противораковых препаратов должны быть тщательно подобраны, чтобы избежать «перекрывающейся токсичности», сказал Фан, поэтому очень желательно лекарство, которое эффективно лечит лимфому с минимальными побочными эффектами.
По словам Фан, исследование на домашних собаках также необычно, поскольку большинство исследований изучают эффекты на мышах, а затем, если соединение является многообещающим и кажется безопасным, оно проверяется в клинических испытаниях на людях. По его словам, шесть собак, использованных в этом исследовании, были ветеринарными пациентами, у которых спонтанно развилась лимфома.
Сходство между лимфомой человека и собаки также увеличивает желательность этого подхода, сказал Хергенротер.
«Если вы посмотрите на генетические признаки лимфомы собак и лимфомы человека, они очень, очень похожи, и их реакция на терапию очень, очень похожа», – сказал он. “Таким образом, есть много причин для оптимизма в отношении соединения, которое оказывает какое-либо действие на собак, что оно может иметь аналогичный эффект на людей.”