Пациенты с ревматоидным артритом (РА) частично защищены вакциной против гриппа через 6-10 месяцев после лечения ритуксимабом. Исследователи определили, что, хотя вакцина против гриппа безопасна, она неэффективна для пациентов с РА в первые 6 месяцев после лечения ритуксимабом. Предыдущая вакцинация против гриппа у пациентов, получавших ритуксимаб, действительно увеличивает титры до и после вакцинации, обеспечивая некоторую защиту от штаммов гриппа. На активность РА не влияло введение вакцины против гриппа. Полные результаты этого исследования доступны в выпуске журнала Arthritis & Rheumatism за январь 2010 г.
РА, распространенное аутоиммунное заболевание, поражает 4 человека.Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о глобальной заболеваемости за 2000 год, 6 миллионов человек во всем мире, и более половины из них – женщины. Пациенты с РА имеют ослабленный иммунитет, что означает, что их иммунная система не функционирует нормально, что подвергает их повышенному риску заражения. Из-за ослабленной иммунной системы врачи советуют пациентам с РА ежегодно проходить вакцинацию от гриппа, включая новый вирус H1N1.
Сандер ван Ассен, М.D. и коллеги из Университетского медицинского центра Гронингена в Нидерландах провели крупнейшее на сегодняшний день исследование эффективности вакцины против гриппа у пациентов с РА, принимающих ритуксимаб. В исследование были включены три группы пациентов: 23 пациента с РА, принимавшие ритуксимаб, 20 пациентов с РА, принимавшие метотрексат (МТ), и 29 здоровых лиц. Пациенты, принимавшие ритуксимаб, были разделены на две группы: 11 человек, получивших вакцину против гриппа через 4-8 недель после лечения ритуксимабом (ранняя подгруппа ритуксимаба), и 12 человек, которым была сделана прививка от гриппа через 6-10 месяцев после лечения препаратом ( поздняя подгруппа ритуксимаба). Вакцины против гриппа вводились внутримышечно с октября 2007 г. по январь 2008 г.
Исследователи проверили средние геометрические титры (GMT) для каждой группы и обнаружили, что они значительно увеличились для всех штаммов гриппа в группе, получавшей метотрексат, и в здоровой контрольной группе, но ни для одного из штаммов гриппа в группе, получавшей ритуксимаб. В подгруппе поздних ритуксимабов повышение GMT было отмечено для штаммов гриппа A / H3N2 и сезонного A / H1N1, что указывает на некоторое восстановление иммунного ответа через 6-10 месяцев после лечения ритуксимабом. Также меньшее количество пациентов, получавших ритуксимаб, достигло уровней антител, необходимых для защиты от гриппа для A / H3N2 и сезонного A / H1N1 по сравнению с пациентами, получавшими метотрексат, и для сезонного A / H1N1 по сравнению со здоровыми людьми.
Результаты также показали, что здоровые люди, вакцинированные за год до этого, показали более высокий исходный GMT для штамма A / H3N2, чем невакцинированные лица контрольной группы. В группе метотрексата более высокие исходные антитела были отмечены для сезонных штаммов A / H1N1 и B у ранее вакцинированных пациентов по сравнению с невакцинированными. В группе ритуксимаба пациенты, ранее вакцинированные, имели не только более высокий исходный GMT, но также более высокий GMT после вакцинации для сезонного A / H1N1, чем пациенты, которые не были вакцинированы в предыдущем году.
Безопасность вакцины против гриппа также была проверена исследователями и признана безопасной. Не было отмечено различий между 3 группами в возникновении побочных эффектов от вакцинации. Исследователи определили, что на активность РА не влияла вакцина против гриппа, и использовали показатель активности заболевания (DAS28) до вакцинации и через 7 и 28 дней после вакцинации для оценки активности РА у пациентов в группах метотрексата и ритуксимаба.
«Люди с ослабленной иммунной системой, например, с РА, подвержены риску осложнений от заражения вирусом гриппа», – сказал д-р. ван Ассен. «Мы рекомендуем ежегодную вакцинацию против гриппа всем пациентам с РА, и тем пациентам, которые начинают лечение ритуксимабом, следует рассмотреть возможность превентивной вакцинации от гриппа.”