Измерение иммунного ответа может быть ключом к дифференциации малярии от других инфекций

Измерение иммунного ответа может быть ключом к дифференциации малярии от других инфекций

Согласно исследованию, представленному во Всемирный день борьбы с малярией на 27-м Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ECCMID), анализ иммунного ответа пациента может стать ключом к быстрой и точной диагностике малярии.

Малярия поражает около 200 миллионов человек во всем мире, но ее неспецифические симптомы в сочетании с отсутствием доступа к средствам тестирования означают, что ее трудно отличить от других инфекционных заболеваний.

Своевременное лечение малярии не только увеличивает шансы пациента на выживание, но и помогает предотвратить распространение болезни на большее количество людей. Новое исследование, представленное Пурвешем Хатри, доцентом кафедры медицины Стэнфордского университета, США, может в конечном итоге ускорить диагностику и лечение малярии.

Проф. Хатри и его команда изучали, как иммунная система реагирует на инфекцию, глядя на экспрессию генов – какие гены активны, а какие нет – и есть ли различия у пациентов с малярией по сравнению с другими инфекционными заболеваниями.

Когда он активен, каждый ген производит уникальную молекулу, называемую рибонуклеиновой кислотой-мессенджером, или мРНК. Это означает, что экспрессию гена можно измерить по количеству каждого уникального типа мРНК, обнаруженного в образце крови.

Команда смогла объединить данные, уже доступные из 40 предыдущих исследований, объединив более 3000 образцов крови от пациентов с различными инфекционными заболеваниями. Сюда входили некоторые пациенты, у которых было известно, что они болеют малярией, некоторые – пациенты с другими распространенными тропическими заболеваниями, такими как лихорадка денге, брюшной тиф или лейшманиоз, а некоторые – здоровые добровольцы.

Объединение данных позволило исследователям изучить активность более 6000 различных генов. Они использовали компьютер, чтобы просмотреть 2100 образцов и найти образцы экспрессии генов. Они обнаружили, что группа из семи генов демонстрирует другой паттерн экспрессии у пациентов с малярией, по сравнению со здоровыми людьми и пациентами с другими инфекционными заболеваниями.

Проф. Хатри сказал конгрессу: «Мы знаем, что иммунная система способна применять разные тактики для борьбы с различными инфекциями, такими как бактерии, вирусы и малярийный паразит. Это исследование показывает, что мы можем обнаружить признаки этих различий, посмотрев, какие гены экспрессируются, и мы думаем, что эти знания можно использовать для ускорения диагностики и лечения.”

После того, как был определен паттерн экспрессии этих генов, проф. Хатри и его коллеги проверили его на оставшихся 900 образцах от пациентов с различными тропическими заболеваниями и от здоровых людей. Они обнаружили, что образец позволяет отличить образцы малярии от других с точностью 96%.

Профессор Хатри сказал: «Ранние признаки малярии включают лихорадку, головную боль и тошноту, которые также могут быть признаками распространенных вирусов, таких как грипп, или других тропических болезней, таких как лихорадка денге. Золотой стандарт диагностики малярии включает исследование крови под микроскопом, но этот вариант не всегда доступен, например, в некоторых частях Африки к югу от Сахары.

“Это исследование показывает, что можно разработать быстрый и точный анализ крови на малярию, который можно было бы использовать даже в тех областях, где медицинские учреждения являются очень простыми. И если это так, большему количеству пациентов сразу же будет оказано жизненно важное лечение.”

Проф. Хатри говорит, что работа все еще нуждается в подтверждении в проспективном исследовании, в котором активность этих генов будет проверена на образцах, взятых у пациентов с подозрением на малярию, но не диагностированной. В то же время он работает с коллегами над разработкой устройства для измерения экспрессии этих генов, которое можно было бы использовать в условиях ограниченных ресурсов. Если оба будут успешными, тест может быть доступен в ближайшие три-пять лет.