Мы запоминаем вещи дольше, если делаем перерывы во время обучения, что называется эффектом интервалов. Ученые из Института нейробиологии Макса Планка получили более глубокое понимание нейронной основы этого феномена у мышей. При более длительных интервалах между повторениями обучения мыши повторно используют больше одних и тех же нейронов, как и раньше, вместо того, чтобы активировать другие. Возможно, это позволяет нейронным связям укрепляться с каждым учебным событием, так что знания хранятся в течение более длительного времени.
Многие из нас испытали следующее: за день до экзамена мы пытаемся втиснуть в свой мозг огромное количество информации. Но так же быстро, как мы его приобрели, знания, которые мы усердно получали, снова ушли. Хорошая новость в том, что мы можем противодействовать этому забыванию. Благодаря увеличенным временным интервалам между отдельными учебными мероприятиями мы сохраняем знания в течение более длительного времени.
Но что происходит в мозгу во время эффекта интервалов и почему перерывы так полезны для нашей памяти? Обычно считается, что во время обучения нейроны активируются и образуют новые связи. Таким образом, полученные знания сохраняются и могут быть восстановлены путем повторной активации того же набора нейронов. Тем не менее, мы все еще очень мало знаем о том, как паузы положительно влияют на этот процесс, хотя эффект интервала был описан более века назад и встречается почти у всех животных.
Обучение в лабиринте
Аннет Глас и Питер Гольтштейн, нейробиологи из команды Марка Хюбенера и Тобиаса Бонхёффера, исследовали этот феномен на мышах. Для этого животные должны были запомнить положение спрятанного кусочка шоколада в лабиринте. При трех последовательных возможностях им было разрешено исследовать лабиринт и найти свою награду, включая паузы различной продолжительности. «Мыши, которых тренировали с более длинными интервалами между фазами обучения, не могли запоминать положение шоколада так быстро», – объясняет Аннет Глас. “Но на следующий день, чем дольше паузы, тем лучше была память мышей.”
Во время теста в лабиринте исследователи дополнительно измерили активность нейронов префронтальной коры. Эта область мозга представляет особый интерес для процессов обучения, так как она известна своей ролью в сложных мыслительных задачах. Соответственно, ученые показали, что инактивация префронтальной коры снижает способность мышей работать в лабиринте.
«Если три фазы обучения следуют друг за другом очень быстро, мы интуитивно ожидали, что активируются одни и те же нейроны», – говорит Питер Гольтштейн. “В конце концов, это тот же эксперимент с той же информацией. Однако после длительного перерыва можно было бы предположить, что мозг интерпретирует следующую фазу обучения как новое событие и обрабатывает его различными нейронами.«Однако исследователи обнаружили прямо противоположное, когда сравнили активность нейронов на разных этапах обучения. После коротких пауз картина активации в мозге колебалась сильнее, чем при длительных паузах: в быстрых последовательных фазах обучения мыши активировали в основном разные нейроны. При более длительных перерывах те же нейроны, активные во время первой фазы обучения, позже снова использовались.
Память выигрывает от более длительных перерывов
Повторная активация одних и тех же нейронов может позволить мозгу укреплять связи между этими клетками на каждой фазе обучения – нет необходимости начинать с нуля и сначала устанавливать контакты. «Вот почему мы считаем, что более длительные перерывы улучшают память», – говорит Питер Гольтштейн.
Таким образом, по прошествии более чем столетия исследование дает первое представление о нейронных процессах, которые объясняют положительный эффект перерывов в обучении. С интервальным обучением мы можем достичь своей цели медленнее, но мы получаем выгоду от наших знаний гораздо дольше. Надеюсь, мы не забудем этого к следующему экзамену!