Перерывы во время обучения улучшают память

Мы запоминаем вещи дольше, если делаем перерывы во время обучения, что называется эффектом интервалов. Ученые из Института нейробиологии Макса Планка получили более глубокое понимание нейронной основы этого феномена у мышей. При более длительных интервалах между повторениями обучения мыши повторно используют больше одних и тех же нейронов, как и раньше, вместо того, чтобы активировать другие. Возможно, это позволяет нейронным связям укрепляться с каждым учебным событием, так что знания хранятся в течение более длительного времени.

Многие из нас испытали следующее: за день до экзамена мы пытаемся втиснуть в свой мозг огромное количество информации. Но так же быстро, как мы его приобрели, знания, которые мы усердно получали, снова ушли. Хорошая новость в том, что мы можем противодействовать этому забыванию. Благодаря увеличенным временным интервалам между отдельными учебными мероприятиями мы сохраняем знания в течение более длительного времени.

Но что происходит в мозгу во время эффекта интервалов и почему перерывы так полезны для нашей памяти? Обычно считается, что во время обучения нейроны активируются и образуют новые связи. Таким образом, полученные знания сохраняются и могут быть восстановлены путем повторной активации того же набора нейронов. Тем не менее, мы все еще очень мало знаем о том, как паузы положительно влияют на этот процесс, хотя эффект интервала был описан более века назад и встречается почти у всех животных.

Обучение в лабиринте

Аннет Глас и Питер Гольтштейн, нейробиологи из команды Марка Хюбенера и Тобиаса Бонхёффера, исследовали этот феномен на мышах. Для этого животные должны были запомнить положение спрятанного кусочка шоколада в лабиринте. При трех последовательных возможностях им было разрешено исследовать лабиринт и найти свою награду, включая паузы различной продолжительности. «Мыши, которых тренировали с более длинными интервалами между фазами обучения, не могли запоминать положение шоколада так быстро», – объясняет Аннет Глас. “Но на следующий день, чем дольше паузы, тем лучше была память мышей.”

Во время теста в лабиринте исследователи дополнительно измерили активность нейронов префронтальной коры. Эта область мозга представляет особый интерес для процессов обучения, так как она известна своей ролью в сложных мыслительных задачах. Соответственно, ученые показали, что инактивация префронтальной коры снижает способность мышей работать в лабиринте.

«Если три фазы обучения следуют друг за другом очень быстро, мы интуитивно ожидали, что активируются одни и те же нейроны», – говорит Питер Гольтштейн. “В конце концов, это тот же эксперимент с той же информацией. Однако после длительного перерыва можно было бы предположить, что мозг интерпретирует следующую фазу обучения как новое событие и обрабатывает его различными нейронами.«Однако исследователи обнаружили прямо противоположное, когда сравнили активность нейронов на разных этапах обучения. После коротких пауз картина активации в мозге колебалась сильнее, чем при длительных паузах: в быстрых последовательных фазах обучения мыши активировали в основном разные нейроны. При более длительных перерывах те же нейроны, активные во время первой фазы обучения, позже снова использовались.

Память выигрывает от более длительных перерывов

Повторная активация одних и тех же нейронов может позволить мозгу укреплять связи между этими клетками на каждой фазе обучения – нет необходимости начинать с нуля и сначала устанавливать контакты. «Вот почему мы считаем, что более длительные перерывы улучшают память», – говорит Питер Гольтштейн.

Таким образом, по прошествии более чем столетия исследование дает первое представление о нейронных процессах, которые объясняют положительный эффект перерывов в обучении. С интервальным обучением мы можем достичь своей цели медленнее, но мы получаем выгоду от наших знаний гораздо дольше. Надеюсь, мы не забудем этого к следующему экзамену!

Самые занимательные новости