Бессознательное обучение использует старые части мозга

(PhysOrg.com) – Новое исследование Каролинского института шведского медицинского университета предоставляет доказательства того, что базовые системы обучения человека используют области мозга, которые также существуют у самых примитивных позвоночных, таких как некоторые рыбы, рептилии и амфибии. Исследование включало изучение лимбического полосатого тела, одной из эволюционно старейших частей мозга, и способности осознанно и бессознательно обучаться движениям посредством повторения.

«Наши результаты убедительно подтверждают теории, которые утверждают, что неявные, под которыми я имею в виду бессознательные, обучающиеся системы мозга проще и эволюционно старше», – говорит доцент Фредрик Уллен из Каролинского института и Стокгольмского института мозга.

Многие повседневные навыки, которые мы применяем каждый день, такие как застегивание рубашки или игра на музыкальном инструменте, включают последовательность дискретных движений, которые необходимо выполнять в правильном порядке. Ученым давно известно, что существует две системы обучения таким образцам движений; с неявной системой мы учимся, не осознавая факт и без сознательного обучения, например, посредством простого повторения. Явная система, с другой стороны, мы используем, когда сознательно тренируемся и осознаем, что мы изучаем.

Структура мозга, которая участвует в обучении и управлении моторикой, – это базальные ганглии, которые лежат глубоко в полушариях головного мозга. Дофамин, вещество, используемое для передачи сигналов между нейронами, важно для обучения и пластичности базальных ганглиев.

В настоящем исследовании, опубликованном в PNAS, журнале Американской академии наук, исследователи изучили как неявное, так и явное обучение моторных последовательностей в зависимости от количества рецепторов дофамина D2 в базальных ганглиях. Хотя они обнаружили корреляцию между плотностью рецепторов D2 и обеими формами обучения, они также отметили, что эволюционно самая старая часть базальных ганглиев – лимбическое полосатое тело – участвовала только в неявном обучении.

«Другими словами, у нас, вероятно, есть определенные фундаментальные системы обучения, общие не только с крысами, мышами и другими млекопитающими, но и с самыми примитивными позвоночными, у которых также есть лимбическое полосатое тело», – говорит д-р Уллен.

В будущем лучшее понимание того, как работают эти обучающие системы, может быть использовано при разработке новых методов лечения таких заболеваний, как болезни Паркинсона и Хантингтона, которые характеризуются нарушениями функции базальных ганглиев и нарушением моторики.