У пользователей метотрексата снижен иммунный ответ на вакцину против мРНК COVID-19

До трети пациентов, принимающих метотрексат – распространенное средство лечения иммуноопосредованных воспалительных состояний, таких как ревматоидный артрит и псориаз / псориатический артрит – не смогли достичь адекватного иммунного ответа на вакцины мРНК COVID-19 в небольшом исследовании, принятом для публикации в журнале Анналы ревматических болезней.

Хотя в ходе клинических испытаний было показано, что вакцины против мРНК COVID-19 вызывают эффективный иммунный ответ у более чем 90% здоровых взрослых, неизвестно, является ли иммунный ответ столь же устойчивым у пациентов с иммуноопосредованными воспалительными заболеваниями (IMID), которые также могут принимать иммуномодулирующие препараты.

Авторы оценили иммунный ответ на вакцину мРНК Pfizer-BioNTech COVID-19 у 82 пациентов с иммуноопосредованными воспалительными заболеваниями (в основном псориаз / псориатический артрит и ревматоидный артрит), получавших метотрексат или альтернативный иммуномодулятор (в основном ингибиторы TNF и другие биопрепараты). два центра – New York University Langone Health (Нью-Йорк, США) и FAU Эрланген-Нюрнберг и Universitatsklinikum Erlangen (Эрланген, Германия).

Исследование показало, что вакцина Pfizer-BioNTech индуцировала адекватные уровни антител у пациентов, принимавших метотрексат, на треть меньше, чем у здоровых участников и пациентов с IMID, принимавших другие иммуномодулирующие препараты.

Адекватные уровни антител были выработаны более чем у 90% из 208 здоровых участников и 37 пациентов, получавших пероральные биологические или неметотрексатные препараты, но только у 62% из 45 пациентов, принимавших метотрексат.

Кроме того, хотя вакцинация вызвала активированные ответы CD8 + Т-клеток у здоровых участников и пациентов с иммуноопосредованными воспалительными заболеваниями, не принимавших метотрексат, такая же индукция не наблюдалась у пациентов, принимавших метотрексат. Т-клетки – еще одна часть системы иммунной защиты организма.

Это обсервационное исследование и поэтому не может установить причинно-следственную связь. Авторы также признают, что исследование имело небольшой размер выборки, оценивало только один тип мРНК вакцины COVID-19 и могло включать пациентов с ранее бессимптомными инфекциями COVID-19.

Они также отмечают, что пациенты с IMID, принимавшие метотрексат, в целом были старше, чем группа сравнения (средний возраст 63 против 49 лет), что потенциально может объяснить некоторые различия в иммуногенности.

Кроме того, авторы подчеркивают, что «еще не ясно, какой уровень иммуногенности является репрезентативным для эффективности вакцины.”

Далее они отмечают, что «хотя точные пороговые значения иммуногенности, которые коррелируют с эффективностью вакцины, еще не установлены, наши результаты предполагают, что, возможно, потребуется изучить различные стратегии у пациентов с иммуноопосредованными воспалительными заболеваниями, принимающих метотрексат, чтобы увеличить шансы эффективность иммунизации против SARS-CoV-2, что было продемонстрировано для увеличения иммуногенности по отношению к другим вирусным вакцинам.”

Например, ранее было показано, что метотрексат снижает иммунный ответ на вакцину против гриппа.

Авторы добавляют: «Наши результаты показывают, что оптимальная защита пациентов с IMID от COVID-19 потребует дальнейших исследований, чтобы определить, могут ли дополнительные дозы вакцины, изменение дозы метотрексата или даже временное прекращение приема этого препарата повысить иммунный ответ, как это было ранее. были продемонстрированы для других вирусных вакцин в этой популяции пациентов.”