Обычно мы можем распознать объект, даже если он представлен на очень короткое время. Однако, если другой объект появляется сразу после первого объекта, восприятие первого объекта ухудшается, так что мы не замечаем его существования. Этот феномен восприятия, называемый «визуальная обратная маскировка», используется в науке о зрении для изучения того, как визуальное восприятие обрабатывается в мозгу. Интересно, что это явление происходит, даже если второй объект пространственно не перекрывает первый объект, например контур или четыре точки, окружающие объект.
Предполагается, что возникновение этого явления связано с нарушением «обработки обратной связи.”Когда мы что-то видим, визуальная информация последовательно обрабатывается от нижних к верхним визуальным областям мозга по восходящей схеме. Однако обработка обратной связи сверху вниз, при которой визуальные сигналы отправляются обратно из верхних областей в нижние, также играет важную роль в визуальном восприятии. Считается, что визуальная обратная маскировка возникает из-за вмешательства в обработку обратной связи.
«Мы применили обратную маскировку к младенцам в возрасте 3-8 месяцев, чтобы изучить развитие обработки обратной связи», – говорит Юсуке Накашима, научный сотрудник Университета Тюо в Токио и ведущий автор исследования. “Недавние исследования в области науки о зрении показали важность обработки обратной связи в визуальном восприятии, но ее развитие плохо изучено.”
Чтобы проверить, происходит ли обратная маскировка у младенцев, исследователи представили изображения лиц на экране компьютера и измерили время, в течение которого младенцы смотрели на них. Поскольку младенцы, как правило, дольше смотрят на лица, исследователи могут проверить, воспринимают ли младенцы лица, измеряя время, в течение которого они смотрят. Лица были представлены двумя способами. В одном случае за лицом следовало изображение маски, при котором младенцы не видели лица, если произошла обратная маскировка. В другом состоянии после лица ничего не появилось; таким образом, младенцы смогут видеть лицо.
Исследователи обнаружили, что младенцы в возрасте 7-8 месяцев не могли видеть лица, за которыми следовала маска, что указывает на то, что имела место обратная маскировка, как и у взрослых. Напротив, младенцы в возрасте 3-6 месяцев могли воспринимать лица, даже когда лица сопровождались изображением маски, что указывает на то, что маскирование не происходило, и что младенцы могли видеть лица, которые младенцы старшего возраста не могли.
«Эти результаты говорят о том, что обработка обратной связи является незрелой у младенцев младше 7 месяцев», – говорит Накашима. “То есть младенцы младшего возраста не имеют обработки обратной связи, которой должна мешать обратная маскировка, и, таким образом, маскировка для них неэффективна.«Результаты исследования показали, что механизмы визуального восприятия резко меняются во второй половине первого года жизни, от восходящей системы к системе, включающей нисходящую обработку.
Результаты также показали, что предметы, которые могут быть восприняты в раннем младенчестве, становятся незаметными во время развития. «Это может показаться нелогичным», – говорит Масами Ямагути, профессор Университета Тюо. “Вместо этого важные визуальные способности будут приобретены по мере совершенствования обработки обратной связи.”
Например, обработка обратной связи важна для надежного восприятия неоднозначных визуальных изображений, таких как закрытые объекты. «Младенцы, чья обратная связь незрелая, могут неоднозначно воспринимать внешний мир», – говорит Ямагути. «Взамен восприимчивости к визуальному маскированию мы получаем способность надежно воспринимать неоднозначные визуальные сцены.”