Согласно исследованию, опубликованному сегодня BMJ, даже небольшое повышение уровня диоксида азота в воздухе может быть связано с увеличением смертности от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости пересмотреть и ужесточить действующие руководящие принципы по качеству воздуха, а также рассмотреть более строгие нормативные ограничения для концентраций диоксида азота.
Двуокись азота (NO2) – распространенный загрязнитель воздуха, образующийся при сжигании топлива для таких вещей, как транспорт, электроэнергетика и промышленные процессы.
Он измеряется в микрограммах (одна миллионная грамма) на кубический метр воздуха или мкг / м3. Руководства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по качеству воздуха в настоящее время рекомендуют, чтобы уровень диоксида азота не превышал в среднем 40 мкг / м3 в год.
Во многих исследованиях сообщалось о влиянии кратковременного воздействия NO2 на здоровье, но большинство из них было основано на небольших выборках, охватывало ограниченные географические районы или использовало разные дизайны исследований, поэтому результаты противоречивы.
Чтобы устранить эту неопределенность, группа международных исследователей приступила к изучению краткосрочных связей между NO2 и общей, сердечно-сосудистой и респираторной смертностью во многих странах / регионах мира.
Их выводы основаны на ежедневных концентрациях диоксида азота в 398 городах в 22 странах / регионах с низким и высоким уровнем дохода за 45-летний период (с 1973 по 2018 год).
Также регистрировались ежедневные метеорологические данные, включая среднюю температуру и влажность, а записи о смертях были получены от местных властей в каждой стране / регионе.
Всего 62.За 45-летний период исследования было зарегистрировано 8 миллионов смертей, 19.7 миллионов (31.5%) были связаны со смертельным исходом от сердечно-сосудистых заболеваний и 5%.5 миллионов (8.7%) были респираторные смерти.
В среднем повышение концентрации NO2 на 10 мкг / м3 в предыдущий день было связано с 0.46%, 0.37% и 0.На 47% увеличилось общее количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и респираторных заболеваний, соответственно.
Эти ассоциации не изменились после поправки на уровни других распространенных загрязнителей воздуха (диоксид серы, оксид углерода, озон и различные размеры мелких твердых частиц), полученные с тех же стационарных станций мониторинга, что позволяет предположить, что результаты выдерживают тщательную проверку.
По оценкам исследователей, доля смертей, связанных с концентрацией NO2 выше нулевого уровня, составила 1.23% в 398 городах.
И хотя они признают невозможность снижения NO2 до нуля, они говорят, что их анализ «дает представление о пользе значительного сокращения выбросов NO2 для общественного здравоохранения.”
Это наблюдательное исследование, поэтому невозможно установить причину, и авторы указывают, что, поскольку большинство данных было получено из развитых регионов, таких как Европа, Северная Америка и Восточная Азия, любые глобальные обобщения следует делать с осторожностью.
Кроме того, в течение десятилетий в измерениях загрязнения воздуха могли происходить незначительные изменения, и сбор данных о состоянии здоровья мог быть подвержен диагностическим ошибкам или ошибкам кодирования.
Однако сильные стороны включают масштаб исследования, обеспечивающий огромную статистическую мощность и обеспечение стабильности результатов, а также единообразные аналитические методы, позволяющие проводить более надежные сравнения между различными регионами и группами населения.
Таким образом, они говорят, что их анализ «предоставляет надежные доказательства независимых ассоциаций краткосрочного воздействия NO2 с повышенным риском общей, сердечно-сосудистой и респираторной смертности .. предполагая необходимость пересмотра и ужесточения текущих руководящих принципов качества воздуха по NO2 для большей пользы для здоровья населения, а также рассмотреть нормативный предел для среднесуточной концентрации NO2.”
Они добавляют: «Эти результаты способствуют лучшему пониманию того, как оптимизировать действия и стратегии общественного здравоохранения для уменьшения загрязнения воздуха.”