Когда люди слушают музыку, их эмоциональные реакции на музыку отражаются в изменении размера их зрачков. Исследователи из Венского университета и Университета Инсбрука, Австрия, первыми показали, что эмоциональное содержание музыки и личное участие слушателя в музыке влияют на расширение зрачков. Это исследование, опубликованное в научном журнале Frontiers in Human Neuroscience, демонстрирует, что измерение размера зрачка может эффективно использоваться для изучения реакции слушателей на музыку.
Размер зрачка рефлекторно подстраивается под количество окружающего света, сужаясь при ярком дневном свете и расширяясь ночью. Однако размер зрачка также определяется мыслями, эмоциями или умственными усилиями. Например, зрачок расширяется в ответ на откровенно сексуальные образы или при попытке решить сложное мысленное вычисление.
Звуки также могут вызывать расширение зрачков в зависимости от их эмоционального содержания. Сильно возбуждающие звуки, такие как голоса ссорящейся пары, приводят к большему расширению зрачков, чем нейтральные звуки, такие как фоновый офисный шум. Однако, хотя музыка также часто вызывает у слушателей сильные эмоции, расширение зрачков в ответ на музыку до недавнего времени систематически не исследовалось.
Используя короткие музыкальные отрывки из эпохи романтизма, известной своим эмоциональным пафосом, группа исследователей под руководством Бруно Гинграса (Университет Инсбрука) показала, что зрачки слушателей действительно расширяются в ответ на эмоциональную музыку. Отрывки, которые считались более возбуждающими, были связаны с большим расширением зрачков, чем спокойные или расслабляющие отрывки. Бруно Гинграс далее объясняет, что «большее расширение наблюдалось у слушателей, которые сообщили, что музыка играет важную роль в их жизни.”В целом, результаты показывают, что эмоциональные реакции на музыку отражаются в размере зрачков, причем как эмоциональное содержание музыки, так и личное участие слушателей в музыке, влияющее на расширение зрачков.
Чтобы прийти к такому выводу, Гинграс, работавший в то время в лаборатории Tecumseh Fitch в сотрудничестве с Мануэлой Марин и Эстелой Пуч-Вальдмюллер (все из Венского университета), отобрал 80 фрагментов фортепианного трио и попросил 30 участников оценить эти фрагменты. за их эмоциональное содержание. Другая группа из 30 участников, не знающих цели эксперимента, слушала эти отрывки, пока размер их зрачков измерялся с помощью айтрекера, прежде чем заполнить короткую анкету, которая включала вопросы об их отношении к музыке.
По словам Мануэлы Марин, это исследование предполагает, что «сложное взаимодействие между музыкальными особенностями и индивидуальными характеристиками слушателей влияет на реакцию учеников на музыку, а также, предположительно, на эмоциональные реакции.”Для более полного изучения этого явления необходимы дальнейшие исследования с использованием большего разнообразия музыкальных жанров, а также более сложный анализ взаимодействия слушателей с музыкой. Тем не менее, добавляет Бруно Гинграс, «наше исследование ясно показывает, что измерение размера зрачка является многообещающим инструментом для изучения эмоциональных реакций на музыку. Более того, поскольку реакции учеников не могут контролироваться добровольно, они обеспечивают прямой доступ к предсознательным процессам слушателя в ответ на музыку.”