Перспективная терапия стволовыми клетками для больных лейкемией

Перспективная терапия стволовыми клетками для больных лейкемией

Пациентам с лейкемией делают трансплантацию костного мозга, что позволяет им построить «новую» иммунную систему. Однако эта иммунная система атакует не только раковые клетки, но и здоровые ткани. В будущем для защиты здоровых тканей будут использоваться специальные антитела.

Не так давно лейкемия не оставила нам никаких шансов. Сегодня врачи могут дать пациентам надежду, пересаживая костный мозг – отправную точку «новой» иммунной системы. Эти трансплантированные клетки заменяют больные кроветворные стволовые клетки в костном мозге и берут на себя их работу по производству здоровых клеток крови, а также уничтожают клетки лейкемии. Проблема в том, что эта иммунная система происходит от инородного тела и, следовательно, также может атаковать здоровые ткани пациента. Кожа, печень и кишечник больше всего страдают от этих атак – их клетки могут быть разрушены, а органы повреждены, иногда настолько серьезно, что вызывает органную недостаточность. Медицинский термин для этого явления – болезнь «трансплантат против хозяина» (GvHD), и масштаб проблемы, создаваемой этим неверно направленным иммунным ответом, иллюстрируется статистикой, показывающей, что до 50 процентов всех пациентов в конечном итоге страдают от повреждений, вызванных GvHD; в 20% случаев это повреждение заканчивается смертельным исходом. Не игнорировать дальнейший риск: каждый пятый больной лейкемией страдает рецидивом после трансплантации.

Для эффективной борьбы с раком врачи назначают пациентам с лейкемией химиотерапию и лучевую терапию перед трансплантацией. Эти методы лечения разрушают всю систему кроветворения пациента, создавая пространство для здоровых клеток донора. Любые раковые клетки, которые могут выжить при таком лечении, выявляются и уничтожаются новыми иммунными клетками. Чтобы «чужая» иммунная система не повернулась против здоровых тканей, врачи дополнительно прописывают пациентам иммунодепрессанты для искусственного подавления иммунной системы. Здесь необходимо соблюдать тонкий баланс, поскольку иммунодепрессанты не только подавляют GvHD, но также и желаемый иммунный ответ, т.е.е. убивая раковые клетки.

Сведение к минимуму риска неправильной иммунной реакции

Исследователи из Института клеточной терапии и иммунологии им. Фраунгофера IZI в Лейпциге исследуют, как улучшить ситуацию для больных лейкемией. «Наша цель – избежать РТПХ без изменения того, как новый иммунный эффект действует на опухоль», – говорит д-р. Стефан Фрике, руководитель отделения иммунной толерантности в IZI и врач отделения гематологии и онкологии университетской клиники Лейпцига. «Наши надежды возлагаются на моноклональные антитела, которые специфически связываются с поверхностью иммунных клеток и предотвращают негативную реакцию иммунных клеток с тканями пациента.«Особенно важно, чтобы антитела действовали также на стволовые клетки крови, подлежащие трансплантации, и на все иммунные клетки, которые из них развиваются. Это позволяет исследователям модулировать клетки до трансплантации, заставляя их «терпеть» здоровую ткань пациента, а не атаковать ее. «Тогда мы сможем эффективно снизить риск РТПХ без каких-либо побочных эффектов», – объясняет Фрике. Антитела не изменяют иммунный ответ против оставшихся раковых клеток – они по-прежнему разрушаются, как и раньше. Это снижает риск рецидива лейкемии после трансплантации.

Ученые IZI в настоящее время сотрудничают со своими коллегами из Трансляционного центра регенеративной медицины при Лейпцигском университете над исследованием клеточных основ этих эффектов. Какая оптимальная точка для добавления антител в донорский костный мозг? Сколько антител следует использовать? Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи сначала моделируют как РТПХ, так и иммунную систему человека, используя множество установленных моделей. Затем они могут определить все соответствующие параметры на основе моделирования.

Исследователи уже представили доказательство принципа, я.е. они смогли продемонстрировать, что терапия работает. Сейчас начальные испытания проводятся на мышах с иммунной системой человека. Ученые надеются, что клиническое исследование может начаться до конца года.

Самые занимательные новости