Польза от продления антикоагулянтной терапии теряется после прекращения терапии

Среди пациентов с первым эпизодом тромбоэмболии легочной артерии (закупорка легочной артерии или ее ветви, ведущей к легким сгустком крови), которые получали антикоагулянтную терапию в течение 6 месяцев, дополнительные 18 месяцев лечения варфарином снижали риск дополнительные сгустки крови и сильное кровотечение, однако, согласно исследованию, опубликованному в выпуске JAMA от 7 июля, после прекращения антикоагулянтной терапии эффект не сохранялся.

Когда антикоагулянтная терапия прекращается после 3-6 месяцев лечения, пациенты с первым эпизодом неспровоцированной (без основного фактора риска) венозной тромбоэмболии (сгусток крови в вене) имеют гораздо более высокий риск рецидива, чем пациенты с венозной тромбоэмболией, спровоцированной преходящий фактор риска (e.грамм., операция). В этой группе высокого риска продление антикоагуляции на срок от 3 до 6 месяцев связано со снижением риска рецидива при продолжении лечения. Однако остается неясным, сохранится ли это преимущество в дальнейшем, поскольку большинство предыдущих исследований не включали последующее наблюдение за пациентами после прекращения лечения, согласно исходной информации в статье.

Фрэнсис Кутюро, M.D., Ph.D., из Западного Бретаньского университета, Брест, Франция, и его коллеги провели исследование, в котором участвовал 371 взрослый пациент, перенесший первый эпизод симптоматической неспровоцированной тромбоэмболии легочной артерии (i.е., без серьезного фактора риска образования тромба) и первоначально лечился в течение 6 месяцев непрерывно антагонистом витамина К. Пациентам случайным образом назначали варфарин или плацебо в течение 18 месяцев; средний период наблюдения составил 24 месяца. Исследование проводилось в 14 французских центрах.

После рандомизации 4 пациента были потеряны для последующего наблюдения, все через 18 месяцев, а 1 выбыл из-за нежелательного явления. В течение 18-месячного периода лечения первичный исход (совокупный рецидив венозной тромбоэмболии или большого кровотечения через 18 месяцев после рандомизации) наблюдался у 6 из 184 пациентов (3 процента) в группе варфарина и у 25 из 187 пациентов (13.5 процентов) в группе плацебо, что привело к снижению относительного риска на 78 процентов в пользу варфарина. Этот результат был обусловлен снижением риска рецидива венозной тромбоэмболии с минимальным увеличением риска кровотечения.

Это преимущество антикоагуляции было потеряно после отмены антикоагуляции. В течение всего 42-месячного периода исследования (включая период лечения в рамках исследования и периоды последующего наблюдения) совокупный результат наблюдался у 33 пациентов (21 процент) в группе варфарина и у 42 (24 процента) в группе плацебо. Частота рецидивов венозной тромбоэмболии, обширных кровотечений и несвязанной смерти не различалась между группами.

Авторы отмечают, что их результаты показывают, что пациентам, таким как те, кто участвовал в этом исследовании, требуются долгосрочные вторичные профилактические меры. “Должны ли они включать систематическое лечение антагонистами витамина К, новыми антикоагулянтами или аспирином, или должны быть адаптированы с учетом факторов риска пациента, требует дальнейшего изучения.”