Пациент с эссенциальным тремором восстанавливает независимость после операции

В течение почти 30 лет левая рука Тома Роджерса дрожала, когда он пытался ею воспользоваться, что затрудняло выполнение даже простых задач, таких как выпить стакан воды, выписать чек или приготовить бутерброд. В конце концов тремор стал настолько разрушительным, что он потерял способность использовать доминирующую руку. Роджерс обратился за помощью и узнал, что его тремор был симптомом болезни Паркинсона, но почувствовал, что страдает от чего-то другого.

«Я был знаком с болезнью Паркинсона, потому что она была у моего отца, и я знал, что это не то же самое», – сказал Роджерс, 66-летний водитель грузовика на пенсии, проживающий в Освего, штат Иллинойс. “Это была полная противоположность тремору моего отца, который начинался, когда он был неподвижен или расслаблен. Моя рука дрожала, когда в ней что-то было или я пытался этим воспользоваться.”

Также убежденная, что ее муж страдает не от болезни Паркинсона, Пэм Роджерс начала поиск в Интернете. Благодаря ее исследованиям пара узнала о другом двигательном расстройстве, называемом эссенциальным тремором, и попала в Центр болезни Паркинсона и двигательных расстройств Северо-Западного университета. Специалисты Northwestern Medicine® диагностировали у Роджерса эссенциальный тремор – неврологическое заболевание, которое вызывает дрожь в руках, голове, голосе, а иногда и в ногах и туловище. По оценкам, 10 миллионов американцев страдают эссенциальным тремором, что в восемь раз более распространено, чем болезнь Паркинсона, но их часто путают.

«Эссенциальный тремор не является опасным для жизни заболеванием, но со временем он ухудшается и может быть очень изнурительным», – объяснил Джошуа Розенов, доктор медицины, директор функциональной нейрохирургии Северо-западного мемориального госпиталя и доцент кафедры нейрохирургии Медицинской школы им. Файнберга Северо-Западного университета. “Тяжелые случаи могут серьезно повлиять на качество жизни человека и ограничить его способность действовать независимо. По мере прогрессирования состояния этим пациентам становится все сложнее есть, кормить себя, писать или водить машину. Некоторые из-за тремора даже слишком расстраиваются или стесняются выходить на публику.”

Расстройство можно лечить с помощью лекарств, но многие из них не контролируют тремор должным образом или вызывают негативные побочные эффекты, которые перевешивают пользу. Пациентам рекомендуется устранять любые раздражители, усиливающие тремор, такие как кофеин или жизненный стресс. Когда эти методы лечения не помогают, некоторым пациентам может быть предложена операция по глубокой стимуляции головного мозга (DBS).

«Эссенциальный тремор – это заболевание, которое в значительной степени не лечится, но DBS чрезвычайно эффективен, часто гораздо эффективнее, чем лекарства», – пояснил Розенов. “DBS включает имплантацию небольших электродов в очень специфическую область глубоко в мозгу для передачи непрерывных высокочастотных электрических импульсов. Каждый электрод подключен к удлинительному проводу, который проходит под кожей до груди, где имплантируется аккумулятор. Этот пакет действует как «кардиостимулятор» для мозга и помогает контролировать тремор.”

После того, как лекарства не смогли контролировать его тремор, Роджерс принял решение сделать операцию DBS. «Дошло до того, что я не мог даже подписать свое имя левой рукой, и это начало влиять и на мою правую руку», – сказал Роджерс. “Я знал, что если проигнорирую это, в конечном итоге я не смогу действовать самостоятельно.”

Во время DBS хирург сначала планирует операцию, составляя карту наилучшего пути для электрода, используя подробные трехмерные изображения головного мозга. Пациент бодрствует для части операции и становится ключевым членом команды, поскольку он определяет правильное расположение электрода. Применяется местный анестетик, чтобы не было дискомфорта.

«Хирург и нейрофизиолог определяют точное расположение электрода, прислушиваясь к сигналам нервных клеток, которые имеют уникальный паттерн в каждой области мозга», – сказал Розенов, проводивший операцию DBS Роджерса. “Ноги и руки пациента перемещаются, чтобы увидеть, какой эффект оказывает электрод, и пациента также просят говорить, осмотреться и рассказать, есть ли покалывание или тянущие ощущения в руках, ногах или лице. В случае с Томом мы попросили его имитировать поднесение стакана ко рту, потому что на это сильно повлиял его тремор.”

Роджерс сразу почувствовал перемену, когда его хирургическая бригада нашла нужное место в его мозгу. “Это было мгновенно”, – вспоминал он. «Я сказал:« Док, ты нашел эпицентр ».’Его трясло, а потом внезапно прекратилось.”

Постоянный электрод устанавливается после того, как будет найдено правильное место, и хирургическая бригада проверит его, включив заряд. Они ищут как уменьшение тремора, так и любые нежелательные побочные эффекты. После того, как расположение удовлетворительно, электрод закрепляют, и пациента снова помещают под общий наркоз на оставшуюся часть операции. В течение нескольких месяцев после операции имплантированный аккумулятор запрограммирован на достижение оптимального баланса между стимуляцией и приемом лекарств.

«После операции мы работаем с пациентом, чтобы адаптировать уровень стимуляции и лечения к его потребностям», – сказала Синди Задикофф, доктор медицины, специалист по двигательным расстройствам в Northwestern Memorial и доцент неврологии в школе Файнберга, которая помогает отбирать пациентов для DBS хирургия и имеет особый опыт программирования устройств для стимуляции. “В редких случаях операция сама по себе выключает тремор, вызывая так называемый эффект микроповреждений. Том был одной из таких уникальных ситуаций; более чем через шесть месяцев после операции его устройство не было включено, и его тремор не вернулся.”

Операция DBS позволила Роджерсу снова использовать левую руку и дала ему возможность делать то, что большинство людей считает само собой разумеющимся, например выписывать чеки для оплаты счетов или пить стакан воды. «Моя рука тверда, как камень, это потрясающе», – сказал Роджерс. “Как будто мне вернули новую жизнь.”

Наряду с эссенциальным тремором DBS одобрен для лечения других двигательных нарушений, включая болезнь Паркинсона и дистонию. В настоящее время стимуляция мозга изучается как потенциальное средство лечения широкого спектра заболеваний, включая хроническую боль, биполярную депрессию, зависимость, эпилепсию и ряд других состояний.

«Миллионы людей страдают эссенциальным тремором, даже не подозревая, что они могут изучить такой вариант, как операция по стимуляции мозга», – сказал Розенов. “Эта операция может принести огромную пользу при эссенциальном треморе и позволить пациентам восстановить способность делать то, что могло быть потеряно из-за их тремора.”

Самые занимательные новости