Первые рекомендации по применению всех новых пероральных антикоагулянтов при тромбоэмболии легочной артерии опубликованы сегодня в новых рекомендациях ESC. Рекомендации представлены на Конгрессе ESC профессором Ставросом В. Константинидес (Германия / Греция) и профессор Адам Торбицки (Польша).
«Рекомендации ESC 2014 по диагностике и лечению острой тромбоэмболии легочной артерии» опубликованы сегодня в Интернете в European Heart Journal (1) и на веб-сайте ESC.
Венозная тромбоэмболия (ВТЭ) включает тромбоз глубоких вен (ТГВ) и тромбоэмболию легочной артерии (ТЭЛА). Острая ПЭ является наиболее серьезным клиническим проявлением ВТЭ и основной причиной смертности, заболеваемости и госпитализаций в Европе. Предыдущие рекомендации ESC по острой ПЭ были опубликованы в 2000 и 2008 гг.
Целью антикоагулянтного лечения пациентов с ТЭЛА является предотвращение рецидива ВТЭ. Недавно результаты крупных испытаний проложили путь к использованию новых пероральных антикоагулянтов при ВТЭ. Профессор Константинидес, председатель рабочей группы, сказал: «Это первое крупное международное руководство с полным набором рекомендаций по использованию новых пероральных антикоагулянтов при ВТЭ. Для каждого препарата мы даем подробные рекомендации о том, как и когда его использовать, и должно ли оно быть лечением первой линии или альтернативой стандартному лечению.”
Также впервые появился алгоритм стратификации риска, который включает в себя все доступные инструменты и рекомендует, как управлять пациентами в соответствии с их риском. Профессор Константинидес сказал: «Пациенты с ПЭ или подозрением на ПЭ, находящиеся в состоянии шока, находятся в группе высокого риска. Но по крайней мере 95% пациентов относятся к группе среднего или низкого риска, и определение того, как их лечить, не было ясным.”
Он добавил: «Раньше мы использовали эхокардиографию и / или компьютерную томографию для оценки правого желудочка, но не совмещали эту информацию с клиническими данными. Эти темы продвинулись вперед за последние шесть лет, и теперь мы можем интегрировать клинические оценки степени тяжести, визуализацию с эхо и КТ, а также биомаркеры, чтобы определить уровни риска. И, что более важно, теперь у нас есть веские доказательства, позволяющие давать рекомендации по спасению, а не по первичному тромболизису у пациентов с промежуточным риском раннего неблагоприятного исхода. Теперь мы также можем порекомендовать, как выявлять пациентов с низким риском, которых можно рассмотреть для ранней выписки, несмотря на подтвержденный эпизод ТЭЛА.”
Формальные рекомендации по ведению ПЭ у беременных и у онкологических больных представлены впервые. В рекомендациях также подчеркиваются недавно выявленные факторы риска ВТЭ, включая экстракорпоральное оплодотворение, которое увеличивает риск ВТЭ на ранних сроках беременности.
Скорректированные по возрасту пороговые значения D-димера были введены для выявления пациентов любого возраста, не нуждающихся в антикоагуляции. D-димеры оцениваются с помощью одного анализа крови у пациентов, у которых есть подозрение на ТЭЛА, но маловероятно. До сих пор антикоагулянтная терапия могла быть отменена пациентам с уровнями <500 µg/L but D-dimer rises naturally with age. Presented evidence suggests that for patients over 50 years the cut-off may now be their age times 10. For example, in a 65 year old the cut-off would be 650 µg/L.
Разделение между острой ТЭЛА и организованным постэмболическим внутрилегочным тромбозом впервые раскрывается новой главой, посвященной диагностике и лечению хронической тромбоэмболической легочной гипертензии.
Профессор Константинидес заключил: «Эти руководящие принципы содержат наиболее исчерпывающие рекомендации по диагностике и лечению ПЭ. Клиницисты могут с уверенностью разделить риск своих пациентов с подозрением на ТЭЛА и обеспечить соответствующее лечение, включая новые пероральные антикоагулянты.”