Репрезентативные примеры экстракции капсулы хрусталика с помощью ручного капсулорексиса (строка A) не так близки к идеальным кругам и менее однородны, чем при лазерной капсулотомии (строка B). Предоставлено Даниэлем Паланкером
(PhysOrg.com) – Представьте, что вы пытаетесь вырезать вручную идеальный круг размером примерно 1/3 цента. Затем подумайте, что вместо листа бумаги вы работаете со скальпелем и тонким, эластичным, прозрачным слоем ткани, который одновременно оказывает сопротивление и легко рвется. И, кстати, вы делаете это на чьем-то глазу, и промах может привести к серьезному ухудшению зрения.
Это стандартный шаг в хирургии катаракты ?? удаление диска из капсулы, окружающей хрусталик глаза, процедура, известная как капсулорексис? – один из немногих аспектов операции, который еще предстоит усовершенствовать с помощью технологий, но новые разработки в области управляемых лазеров могут вскоре устранить необходимость в такой маневренности. Доклад Медицинской школы Стэнфордского университета будет опубликован в ноябре. 17 в журнале Science Translational Medicine, представляет клинические данные о том, что одна новая система для хирургии катаракты с помощью фемтосекундного лазера не только безопасна, но и сокращает круги в капсулах хрусталика, которые в 12 раз точнее, чем те, которые достигаются традиционным методом, а также оставляет края, которые вдвое прочнее в оставшейся капсуле, которая служит карманом, в который хирург помещает заменяющую пластиковую линзу.
«Результаты были намного лучше во многих отношениях – повышение безопасности, улучшение точности и воспроизводимости, а также стандартизация процедуры», – сказал Дэниел Паланкер, доктор философии, доцент офтальмологии, который является ведущим автором статьи. “Многие врачи опасаются делать капсулорексис, и этому может быть сложно научиться. Этот новый подход может сделать эту процедуру менее зависимой от хирургических навыков и обеспечить большую последовательность.”Старший автор – Уильям Калбертсон, доктор медицины, профессор офтальмологии в Институте глаз Баскома Палмера при Университете Майами.
В то время как технология для выполнения этого нового подхода ?? называется капсулотомия вместо капсулорексиса ?? разрабатывается рядом частных компаний, этот документ посвящен конкретной системе, производимой OpticaMedica Corp. Санта-Клары, Калифорния., который профинансировал исследование. Паланкер, Калбертсон и пять других соавторов владеют пакетами акций компании; остальные семь соавторов – сотрудники компании.
Операция по удалению катаракты – наиболее часто выполняемая операция в стране, более 1.5 миллионов таких процедур проводится ежегодно. Операция необходима, когда в хрусталике глаза образуется облако, вызывающее затуманенное зрение, двоение в глазах и повышенную чувствительность к свету и бликам, а также другие симптомы.
Текущая процедура включает в себя разрез в глазу, а затем выполнение капсулорексиса: на этом этапе в документе объясняется: «Размер, форма и положение переднего отверстия капсулы … контролируется вытягиванием от руки и разрывом капсульной ткани.”После этого хрусталик разбивается ультразвуковым датчиком и отсасывается. Операция завершается установкой ?? как можно плотнее ?? искусственной интраокулярной линзы в пустом кармане, созданном в капсуле. Перед закрытием глаза хирург может сделать дополнительные разрезы на роговице, чтобы предотвратить или уменьшить астигматизм.
Благодаря новой системе лазер может проходить через внешнюю ткань ?? без открытия глаза ?? вырезать отверстие в капсуле и разрезать катаракту и хрусталик, и все это происходит непосредственно перед тем, как пациент входит в операционную. Лазер также создает многоплоскостной разрез через роговицу, который останавливается чуть ниже самой внешней поверхности, что означает, что хирургу нужно меньше резать после начала операции, а также снижает риск заражения. Из-за лазерной работы, когда операция уже начата, удаление разрезанной части капсулы и разрезанной линзы может быть выполнено относительно легко, с гораздо меньшей потребностью в энергии ультразвука.
Фемтосекундные лазеры, которые доставляют импульсы энергии за квадриллионную долю секунды, уже широко и успешно использовались для изменения формы роговицы глаза с целью коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Однако для использования в хирургии катаракты лазер должен разрезать ткань глубоко внутри глаза. Хотя лазер должен достичь уровня интенсивности, достаточного для ионизации ткани в выбранной фокусной точке, он также должен иметь достаточно низкую энергию импульса и среднюю мощность, чтобы избежать побочного повреждения окружающей ткани, сетчатки и других частей глаз.
Паланкер и его команда нашли правильный баланс с помощью серии экспериментов на энуклеированных глазах свиньи и человека. Затем они провели дальнейшие эксперименты, чтобы подтвердить, что лазер при таких настройках не вызовет повреждения сетчатки.
Тем не менее, серьезное препятствие оставалось. Лазер нужно было направлять, когда он делал надрезы, чтобы убедиться, что он не сбился, разрезая близлежащие ткани, и чтобы он соответствовал строгим требованиям к размеру дискообразного отверстия в капсуле линзы, которое он будет создавать. Решение? Использовать оптическую когерентную томографию ?? бесконтактный, неинвазивный метод визуализации in vivo ?? получить трехмерную карту глаза. Используя это изображение, он и его коллеги разработали программное обеспечение, которое определяет идеальный образец, по которому должен следовать лазер. Затем он накладывается на трехмерное изображение глаза пациента, чтобы хирург мог убедиться, что он на правильном пути, прежде чем начать процедуру, в дополнение к наблюдению за ним во время разреза.
«До этого у нас не было возможности количественно оценить точность, не было способа измерить размер и форму капсульного отверстия», – сказал Паланкер.
Клиническое исследование с участием 50 пациентов не выявило значительных побочных эффектов, что подтверждает цель исследования – показать, что процедура безопасна. Более того, лазерная система подошла намного ближе к предполагаемому размеру капсульного диска (обычно в пределах 25 микрометров с лазером по сравнению с. 305 микрометров при ручной процедуре). И используя измерение, которое оценивает идеальный круг как 1.0, исследователи обнаружили, что лазерная техника набрала около .95 по сравнению с примерно .77 для ручного подхода к вырезанию диска из капсулы.
Это означает, что когда пластиковая интраокулярная линза помещается в капсульный мешок, она будет лучше центрирована и плотнее прилегает, что снижает вероятность смещения линзы и улучшает совмещение линзы со зрачком. Это становится все более важным, поскольку все больше пациентов выбирают мультифокальные и аккомодационные линзы, которые необходимо более точно выровнять с зрачком для правильного функционирования.
Лазерная хирургия дала и другие преимущества помимо капсулотомии. В документе отмечается, что, поскольку лазер уже сращивает линзу, необходимость в использовании ультразвукового датчика меньше. Его чрезмерное использование при твердой катаракте может иногда вызывать слишком много тепла и повреждать эндотелий роговицы и другие окружающие ткани. Лазер также может создавать многоплоскостной зигзагообразный рисунок для разреза в роговице, позволяя разрезать самозаклеивание и снижая вероятность инфекции и других осложнений.
Хотя это и не было конечной точкой исследования, исследователи обнаружили, что новая процедура действительно улучшила остроту зрения больше, чем традиционный подход; однако разница не была статистически значимой из-за небольшого количества пациентов. Паланкер сказал, что необходимо правильно спланированное клиническое исследование для количественной оценки улучшений зрения при использовании различных типов интраокулярных линз; такое исследование может проводиться в Соединенных Штатах, если U.S. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило новую машину. Данные исследования Паланкера будут переданы на рассмотрение в FDA.
«Это, несомненно, затронет миллионы людей, поскольку катаракта настолько распространена», – сказал Паланкер, хотя он ожидает, что потребуется время, чтобы новая процедура была принята. В настоящее время новая процедура занимает больше времени, чем текущий стандарт, и будет стоить больше, и Medicare вряд ли покроет ее в ближайшем будущем. “Но найдутся люди, которые решат сделать это по-новому, если они могут себе это позволить. Есть конкуренты, выпускающие родственные системы. Это то, что интересно. Эту технологию собираются перенять в клинике.”